Главная arrow Новости arrow Поездка в Лавру
27.07.2017 г.
Поездка в Лавру Печать E-mail

Мы, слепоглухие инвалиды фонда «Прозрение» в самом конце августа отправляемся в Свято–Троицкую Сергиеву Лавру. Путешествие стало для нас возможным благодаря нашему проекту «Рука любви – рука надежды», получившему поддержку  конкурса «Православная инициатива 2013 – 2014». Нас 12 человек. Мы едем две ночи и между ними день в четырёх купе чистого и уютного скорого поезда № 13. Не теряем зря время – наш «экскурсовод» Любовь Анатольевна Заремба читает нам про житие преподобного Сергия Радонежского, заочно знакомит со Свято–Троицкой Сергиевой Лаврой.

Ранним утром прибываем в Москву. На Казанском вокзале у вагона нас встречает наш собрат, москвич – такой же как мы инвалид по имени Паша. Подхватывает чью-то тяжёлую сумку, доводит до Ярославского вокзала, помогает сесть в Сергиево-Посадскую электричку.  Его помощь для нас неоценима, она освобождает нас от многих сложностей. Ведь компания у нас не простая. Среди нас одна незрячая женщина с сопровождающей её слабовидящей подругой.  Мужчина, зрение и слух у которого ещё не совсем пострадали от синдрома Ушера, с  сопровождающей его женой. Семеро слабовидящих и слабослышащих одновременно. Один зрячеслышащий инвалид по общему заболеванию, зорко следящий за группой и библиотекарь Челябинской областной библиотеки для слепых и слабовидящих Заремба Л.А. Я – руководитель Челябинского Городского отделения слепоглухих общества «Эльвира» Журавлева Тамара Павловна.

С Божьей помощью, без всяких заковык добрались мы до гостиницы. Она порадовала нас удобными комфортабельными номерами. Трапезная восхитила изяществом, красотой, приветливым отношением. Но поскорее в Лавру!  Пересекаем по брусчатке площадь перед Лаврой. На фоне могучих стен, башен и бойниц я чувствую себя маленькой песчинкой. С потоком российских паломников, иностранных туристов, рабочих Лавры, священнослужителей, школьников и собранных верёвочной косичкой в длинную гусеницу первоклашек мы вливаемся  на территорию Лавры. Здесь Любовь Анатольевна знакомит нас с каждым храмом сама, а потом находит экскурсовода для дополнительной  бесплатной обзорной экскурсии.

В пять часов мы идём на вечернюю службу, а ранним утром следующего дня в Троицком соборе прикладываемся к мощам Преподобных Сергия, Никона и Дионисия Радонежских, святителя Иосифа Московского, первомученика  архидиакона Стефана, апостола Андрея Первозванного. Потом исповедуемся и благоговейно причащаемся. У многих на глазах слёзы. Многие сделали это впервые в жизни. Хочется обязательно достоять до конца службы, но не меньше хочется побывать на службе и в других храмах. Мы идём в Успенский собор, в Царских чертогах, слушаем чудесные песнопения семинаристов.

Запланирована  наша поездка была на 4 дня, которые пролетели, как нам показалось, за 4 мгновения. Невозможно передать словами величественный вид Лавры, с её златоглавыми храмами, мощными стенами и башнями, росписями и фресками на стенах Троицкого Собора и других храмов, сделанными лучшими иконописцами ХV века Андреем Рублёвым и Данилом Чёрным.

Так мы познакомились со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой – одной из главных святынь земли Русской. Побывали почти во всех храмах, возле учебных корпусов. Узнали, что сейчас она крупнейший действующий мужской монастырь в России и вот уже семь веков центр нашей истории, культуры и духовности. В конце дня, окружённые плотным потоком российских паломников и иностранных граждан мы вышли за стены крепости. Постояли у памятника, сфотографировались и поклонились преподобному и богоносному Сергию Радонежскому, после чего вернулись в наши уютные гостиничные номера.

Утром третьего дня к нашей гостинице подъехал комфортабельный 18 местный Форд, предоставленный для нашего приятного перемещения по Москве и Московской области храмом в честь иконы Казанской Божией Матери деревни  Пучково. Нас встретила Бредихина Светлана Вячеславовна – помощник Президента МООИ ОСПСГ «Эльвира» Сироткина Сергея Алексеевича. Мы погрузили в него наш багаж, значительно утяжелённый приобретёнными иконами, молитвословами, брошюрами, бутылочками с освящённым на мощах маслом, схемами-путеводителями, туристическими картами и  сувенирами, и двинулись дальше. Наш путь лежит через село Годеново, Переславль Залесский и Троицк, в гостеприимный «Дом слепоглухих», расположенный в Пучково.

В селе Годеново расположен храм Святителя Иоанна Златоуста. Он принадлежит подворью женского Переяславского монастыря. В нём хранятся великие православные святыни – Животворящий Крест Господень, явившийся с неба, и чудотворная икона Николая Угодника. Добраться до Годеново и посетить возвышающийся на пригорке красивый белокаменный храм мы смогли только благодаря предоставленному нам Форду. Доехать сюда общественным  транспортом крайне трудно.

Нам повезло. Мы достигли святого места. По просьбе Светланы Вячеславовны для нас открыли Чудотворное Распятие. В храме я стала в уголке, своими  слабовидящими глазами стараюсь разглядеть святой лик чудотворной иконы Николая угодника и Животворящий Крест, явившийся с неба. Последнее выражение для меня необычно и исключительно. Привыкшая воспринимать действительность буквально, пытаюсь понять нерукотворность. И почувствовала её в очертаниях рук, плеч и всего человеческого тела Иисуса Христа, в исходящей от Распятия мощной  живой способной к действию энергии. Перестала ощущать время, чувствовать себя. Потрясённая стояла я, смотрела и ощущала. Всем телом почувствовала живую силу существующего Господа. Придя в себя, помолилась у иконы моего покровителя – Николая Угодника, заказала требы, поставила свечи. Купила в храмовой лавке «Сказание о явлении честного животворящего Креста Господня и святителя Николая Чудотворца». То же самое сделали все остальные. Можно ехать дальше. Теперь наш путь лежит в Переславль-Залесский.

Это небольшой старинный русский город с населением около 50 тысяч человек. Проехать по нему и полюбоваться его красотой нам не удалось, проезд был закрыт. Поэтому мы сразу  направились к белокаменному Спасо-Преображенскому собору, заложенному ещё в 1152-1157 гг. Юрием Долгоруким. И здесь удалось нам побывать благодаря неоценимой помощи «Дома слепоглухих». Мы посетили одно из самых совершенных творений архитектуры Древней Руси.

Собор — единственный из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, дошедший до нас почти в полной сохранности. В нём были крещены многие Переяславские князья, в том числе, вероятно и Александр Невский, родившийся в этом городе в 1220 году. Одновременно храм был усыпальницей удельных князей. Позднее в нём побывали царь Иван Грозный и юный Петр I, который в конце XVII века на просторах Плещеева озера, построил свою «потешную» флотилию, заложившую основу Военно-Морского Флота России.

Я слушаю рассказ экскурсовода, а время отступило назад... За мгновения сменились века, промелькнули эпохи, ушли люди. И только Собор всё это время стоял на своём месте. За Собором земляной вал. Они вместе уже 9 веков охраняют город.  ы приобрели в храме сувениры на память. Сфотографировались на фоне этих двух стражей. Постояли у памятника Александру Невскому, который напротив Собора, и поехали в «Дом слепоглухих», в Троицк.

Дом слепоглухих мне знаком. С 2013 гола я член Правления МООИ ОСПСГ «Эльвира», была здесь уже дважды. Нас встречают добрые глаза и радостные лица. Мы здесь долгожданные гости, нуждающиеся в поддержке подопечные, работе с которыми Президент Межрегиональной общественной организации инвалидов Общества социальной поддержки слепоглухих (МООИ  ОСПСГ «Эльвира») Сироткин Сергей Алексеевич посвятил всю свою жизнь. С ним жена Надежда Владимировна и духовник общества иерей Лев Аршакян. Располагаемся в  комнатах, потом спускаемся вниз в столовую. Садимся за столы. Сергей Алексеевич приветствует нас, я рассказываю ему о своих подопечных, а им о работе сотрудников «Дома слепоглухих». Тут же, не откладывая в долгий ящик, выявляем  желающих обучаться на компьютерных курсах, курсах социокультурной реабилитации, и курсах обучения письму и чтению по системе Брайля, которые начнутся в октябре месяце в Доме слепоглухих.

Утром мы идём в храм в честь иконы Казанской Божией Матери. После обеда прощаемся, фотографируемся. Едем в Москву. У нас ещё запланировано посещение Храма Христа Спасителя. Хочется также побывать у Матроны Московской и на Красной площади.

Однако московские пробки отняли у нас драгоценное время и не позволили побывать на Красной площади. Очень быстро мы прошли по храму Христа Спасителя. Неописуемая его красота и величие запали в душу. В Покровском монастыре я не успела поставить свечи и обратиться с просьбой к Матроне Московской, приложилась к её мощам.

На этом закончилось наше путешествие. В вагоне делимся впечатлениями. Все счастливы и довольны, что смогли побывать в этих благословенных местах. Мои подопечные благодарят меня за создание и успешную реализацию проекта «Рука любви – рука надежды», выражают глубокую благодарность конкурсу «Православная инициатива 2013 – 2014» за поддержку и предоставленную возможность осуществить наши мечты.

Все мы благодарим Президента МООИ  ОСПСГ «Эльвира» Сироткина Сергея Алексеевича, настоятеля храма в честь иконы Казанской Божьей Матери деревни  Пучково протоиерея Леонида Царевского, духовника общества «Эльвира» иерея   Льва Аршакяна, помощника Президента МООИ ОСПСГ «Эльвира» Бредихину Светлану Вячеславовну за оказанную слепоглухим инвалидам Челябинского городского отделения общества слепоглухих «Эльвира» помощь в нашей паломнической поездке.